Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

Социально-политические учения в Древнем Китае

Социально-политические учения в Древнем Китае

Самые первые социально-политические учения возникли еще в Древнем Китае. Они до сих пор не потеряли своей актуальности, поражают своей глубиной, основательностью и доказательностью. Одним из первых социологов следует считать, несомненно, Конфуция (ок. 551—479 до н.э.). Государство, считал этот великий мыслитель, необходимо для справедливого и достойного существования людей в обществе, для повсеместного утверждения в нем главного принципа социальной гармонии — морального согласия. Основа благосостояния народа — правильное управление государством, которое состоит в умении каждого человека поставить на ту должность, где он способен принести государству наибольшую пользу.
По Конфуцию, идеальное государство возможно только в условиях выстраивания отношений между людьми в духе солидарности, характерной для родственной близости членов семьи. Смысл этой солидарности — в исполнении каждым человеком своих обязанностей, в правильном поведении, предполагающем постоянное самообуздание, в подчинении поступков людей культурной норме, без чего устойчивая социальность просто невозможна.
Конфуций идеальное государство уподоблял хорошей семье и живому организму. Учение Конфуция часто характеризуют как социальную этику, поскольку в центре его представлений — образ совершенного человека (цзюнь — цзы). Главное качество подобного человека — единство его человеколюбия (жэнъ), чувства долга (ли) и сыновней почтителъности (сяо). Единство этих трех начал должно пронизывать всю жизнь человека, его отношение не только к семье, родителям, но и к роду, клану и государству.
Фактически именно Конфуций — родоначальник исследовательской социологической традиции, считающей невозможным достижение идеального общественного устройства без соответствующего воспитания такого же идеального человека. Как отмечал выдающийся философ XX в. Карл Поппер, невозможно создать социальные институты, «которые работали бы независимо от того, какие люди их обслуживают»2. В самом деле, разве не очевидно, что во многом общественные порядки и социальные реалии определяются качеством того «человеческого материала», из которого они состоят? Несомненная заслуга Конфуция именно в том, что он сумел реализовать целостный подход к исследованию общественного устройства, соединив воедино два взаимосвязанных и неразделимых процесса — социального и личностного прогресса.
Свое учение об идеальном государстве Конфуций создавал в полемике с представителями другой древнекитайской социологической школы — законниками. Они утверждали приоритетное значение для благополучия государства и общества наличия хороших законов. Возражая законникам, Конфуций настаивал на первичной значимости ценностных, нравственных начал и вторичности любых самых строгих законов.
После того как конфуцианство стало государственной идеологией Китая, вся система воспитания, образования и управления была подчинена духу единства жэнъ, ли и сяо — принципиально духовным ценностным началам, которым фактически китайцы следуют и до сих пор, уже в нашу историческую эпоху, что, очевидно, демонстрирует выдающуюся эффективность именно ценностных и нравственных начал в устроении общественных отношений и взаимодействий.
Хотя справедливости ради следует отметить, что еще и до Конфуция у китайцев «появляется понятие добродетели (дэ), суть которого в следовании божественным установлениям Неба. Владея дэ, правитель имеет право управлять Поднебесной, утрачивая дэ, он теряет это право»4. Хорошо видна абсолютная зависимость права на управление государством от наличия у правителя ценностных, добродетельных начал.
Достаточно развернутое учение о законах, управляющих жизнью общества, содержится в представлениях Лао-цзы, у которого основой всех вещей становится дао — начало неба и земли. Соединяясь с традиционными для китайцев представлениями об инь и ян как о мужском активном и женском пассивном началах, а также с представлением о ци как основе некоей жизненной силы, в учении Лао-цзы по- новому предстает теперь и дэ, поскольку в поведении человека дао проявляет себя именно через дэ, то есть через добродетель.
 
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты